Когда новичок решает сделать свое первое изделие, он сразу сталкивается с огромным количеством информации, которая может не только сбивать, но и создавать ложное представление о том или ином процессе работы. В одних случаях, это следствия слишком научного языка, описывающего процесс работы, в другом – советы таких же новичков, которые делятся своим опытом, но которые демонстрируют неправильную причинно-следственную связь в процессе создания изделий из фарфора. И то, и другое приводит к страху ошибки или ложному представлению, что фарфор – это сложно.

На самом деле любой мастер сталкивается с теми или иными трудностями; фарфор — материал хрупкий, живой и его свойства могут колебаться в зависимости от той или иной массы (специальной фарфоровой глины). Для начинающего мастера важно быть готовым к ошибкам, они будут! Но их не надо бояться, ведь только ваш личный опыт поможет вам их уменьшить и повысить качество своих работ.

Для того, чтобы у вас в руках появилась ваша первая обожжённая кукла (или любое другое изделие), нужно знать основные этапы работы и иметь общее представление о том, что будет происходить с глиной от этапа к этапу.

С чего стоит начать?

Этапы

Всю работу с фарфором можно разделить на несколько основных этапов:

  1. Изготовление пластилиновой модели – лепка
  2. Снятие формы
  3. Литьё
  4. Чистка изделия после литья
  5. Обжиг
  6. Роспись

Каждый из этих этапов включает в себя ряд необходимых навыков и знаний. Навыки приобретаются только в процессе работы, а знания можно получить из разных источников (самостоятельно или от наставника).

Изображение
Изображение

Наши МАСТЕР-КЛАССЫ

Организация занятий

обучение фарфору

Стоимость одного такого дня 8000р

Самообразование

Самостоятельное изучение возможно: существует много книг и учебников описывающих технологии производства фарфора. Недостатками этой формы обучения является то, что книги не могут заметить ошибки, которые вы совершаете и подсказать решение именно для вас. К этому стоит добавить время, потраченное на приобретение этого опыта. Поэтому такой подход в освоении любого мастерства подойдет людям-испытателям, готовым пройти ряд проб и ошибок.

Хотя этот способ кажется весьма трудным, но он может при определенной воле и желании дать человеку то, что мы называем профессионализмом, а именно, понимание взаимосвязи разных процессов, множество навыков, умение решать новые задачи, интуицию и все то, что входит в понятие «чутье», а главное — смелость!

Обучение с мастером

Второй вариант обучения – это обучение с наставником, мастером, который может поделиться своим опытом и ответить на ваши вопросы.

Этот вариант может дать ту необходимую основу, к которой, со временем и практикой, обучающийся сможет добавить более узконаправленные знания, а в дальнейшем сможет гармонично встраивать появляющиеся нюансы, которые без опыта и базы лишь запутывали бы его и направляли по ложному пути.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

Работа с фарфором

Ниже представлены основные этапы работы с фарфором. В общих чертах опишем из чего они состоят:

Лепка

Создание модели

Подготовка модели из пластилина (или любого другого материала, способного сохранять форму).

Важный этап работы, так как от него во многом зависит удовлетворенность итоговым результатом. Кроме базовых вещей, таких, как пропорции, симметрия и т.п. важно уметь видеть работу целиком. Для новичка это бывает сложно, ведь он концентрируется на проработке отдельных деталей, может потратить часы, вылепливая ту или иную деталь, а в результате, полученная модель его не устроит.

Другой ошибкой может являться следующее: новичок пытается слепить идеальную модель, проработает все делали, а при снятие формы, часть его трудов может оказаться напрасной. Пластилин не позволяет сделать ювелирную работу, да и чем сложнее желаемое изделие, тем чаще могут повторяться этапы работы, о которых речь идет ниже. Что касается каких-нибудь тонких элементов изделия – то их легче будет «вырисовывать» на последующих стадиях.

формовка, снятие форм, обучение

Формовка

Работа с гипсом

Это больше технический этап работы, состоящий из нескольких операций: изготовление опалубки, подготовка гипса, снятие формы. Здесь важно приобрести основные навыки работы с гипсом (приготовление нужной консистенции гипса), научиться грамотно определить необходимое количество частей, из которых будет состоять форма.

Литьё

Формование изделия

В этот этап входит умение работать с массой. В основном для создания кукол мастера используют фарфор ПАРИАН, это вид английского фарфора имеет полупрозрачную структуру после обжига, но существуют и другие глины.

Можно приобрести готовую массу, а можно замешать ее самостоятельно, в любом из этих способов мастеру нужно знать как определять готовность массы для дальнейшей работы (в частности, ее влажность). Когда масса готова, ее можно заливать в форму. Форма впитывает влагу, содержащуюся в массе, формируя изделие. Толщина изделия зависит от времени, которое мастер держит форму залитой. В зависимости от формы, массы и необходимой толщины  будет варьироваться время заливки.

В качестве иллюстрации посмотрите наше видео по литью японской колотушки.

Формовка

Изделия

После того как вы отлили изделие, нужно дать ему некоторое время подсохнуть, после чего можно раскрывать формы и доставать детали. Далее по необходимости работа дорабатывается: некоторые детали можно склеить, где-то будет необходимо сделать вырезы, чтобы потом к этой части можно было крепить тело и т.п. А если вы уже хотите отправить работу в обжиг, то вам нужно аккуратно почистить и замыть детали, чтобы они получились гладкими и аккуратными.

обучение фарфору, фарфоровая кукла своими руками

Обжиг

Работа с печью

Чтобы обжечь изделие вам необходимо иметь свою печь или знать место, где вам могут обжечь вашу работу. Последний вариант создает ряд рисков и неудобств, но все же это хороший выход из положения при желании изготовить свое изделие.

обжиг фарфора, печь для фарфора, обжиг, обучение фарфору

Первый обжиг (утильный) – проходит при средней температуре, при этом из глины выходит (выпаривается) влага, и ее структура сжимается, приобретая прочность. После этого обжига, если у вас есть такая необходимость, изделия можно глазуровать и расписывать подглазурными красками.

Второй обжиг (политой)– изделие подвергает высокой температуре. Этот обжиг предназначен для окончания процессов, начатых при первом обжиге по формированию структуры черепка изделия, закрепления глазури и подглазурного декора.

Глазурь

Глазуровка

Это необязательный этап в работе с фарфором, она повышает декоративные качества изделия и механическую прочность. Работы не покрытые глазурью называются «бисквит», они имеют матовый цвет и немного шершавые на ощупь. Сделать изделие гладким можно при помощи шлифовки.

Глазурь – это тонкое покрытие, преимущественно стекловидное, которое образуется в ходе обжига.

Роспись

Глазуровка

Расписывать фарфоровые изделия можно разными красками: масляными, акриловыми, но самым лучшим выбором будут надглазурные и подглазурные краски. Они долговечные и стойкие.

роспись фарфора, обучение фарфору, роспись фарфоровой куклы